Сегодня у нас необычное интервью по нескольким пунктам: 1. У нас наконец-то в гостях мужчина-предприниматель! 2. Предприниматель в сфере, о которой все слышали, но немногие понимают о чем речь. 3. Предприниматель, работающий преимущественно не с российским рынком.

В общем, разговор сегодня с интересным человеком, у которого стоит учиться подходу к клиенту, оптимизму и отношению к жизни – маркетологом Александром Загуменовым:

– Александр, давайте начнем с простого – переведите на простой и понятный язык, что же означает “Search Engine Marketer”?

– Легко! Если дословно, то я – поисковый маркетолог. Помогаю компаниям быть найденными в поисковых системах вроде Google и Яндекс. Работаю с 2005 года, начал в Канаде после окончания университета.

– И как вы решились на переезд за океан?

– После школы у родителей была возможность отправить сына учить язык в Канаду. В 1999 году поехал учить, в 2000 поступил в Университет. В 2005 получил разрешение на работу в Канаде и начал полноценно работать. Пока учился, конечно тоже были мелкие работы, проекты, но “по-настоящему”, официально, полный рабочий день, в Канадской компании, с отчислениями и все такое… начал в 2005-м. Так и остался там, пока не женился.

– И насколько этот опыт помог в работе с клиентами? Заметна ли разница в отношении к работе, бизнесу, образованию?

– Вопрос хороший, но очень большой. Описать все будет сложно. Если коротко, то…

Все просто. Есть правила, они понятны большинству, их соблюдают, за несоблюдение наказывают.
Подход к бизнесу очень похож на наш. Их ИП, начиная бизнес, хотят независимости, сами принимать решения и делать то, что нравится. Деньги часто не самый важный критерий.
Образование – тот же бизнес. Есть продукт (бакалавр например), есть сырье (преподаватели, аудитории, книги), есть ценность для потребителя (не столько корочки сколько связи помогают в трудоустройстве). Разница есть в том, что учиться идут в более старшем возрасте (20-25), более осознанно, уже поработав. Есть и те, кого родители толкают после школы, но все же весомая часть идет учиться понимая, что это будет стоить им денег и нужно научиться чему-то, что дальше принесет больше денег.
– И какие в таких условиях выработались личные принципы, помогающие в работе?

– Все еще вырабатываю. Сложно пока сказать “I did it!”. Но есть несколько вещей, которые лично для меня важные и лично мне помогают:

Режим: Сейчас я знаю когда ложусь спать, просыпаюсь, работаю, играю с детьми и т.д., но так было не всегда. Знание того что и когда делаешь упрощает. Конечно, есть и отклонения от плана, без них никак.
Баланс: Работать надо, нужно быть ответственным, много работать и тогда будет счастье. Это очень знакомо с детства. Но когда у человека из-за такого серьезного отношения к работе начинаются проблемы со здоровьем, раздор в семье, и все валится из рук, но стоит задуматься и об отдыхе. А вообще лучше до этого не доводить. Поэтому со временем я стал уделять больше внимания семье и себе. Работа – важна. Клиентов своих люблю. Но если перегорю, то пользы от меня не будет, никому.
Контроль времени. Время – самый ценный и невосполнимый ресурс. К нему нужно относиться бережно. Когда в 2006 году я устроился на работу в рекламное агентство Critical Mass в Калгари (Канада), я познакомился с понятием time tracking. Чтобы агентству контролировать свои ресурсы (людей) и понимать сколько занимает та или иная задача, а более важно, чтобы выставлять счета клиентам, нас обязывали заносить все свое рабочее время в журнал проектов. Сначала было сложно, потом проще. С тех пор эта привычка у меня осталась. На сегодняшний день я работаю как по почасовой ставке, так и без нее. Но даже если мне не нужно выставлять счета клиентам исходя из времени работы, я все равно веду журнал рабочего времени. Это помогаем мне оглядываться назад, изучать графики проектов и задач, выявляться возможности улучшения. Нельзя управлять тем, что нельзя измерить.

– Традиционный вопрос: как познакомились с Ириной Крупецкой? Какая польза была получена?

– Приехал из Канады. Нужно было оформиться как ИП для ведения бизнеса. Пошел в Яндекс, выбрал первый результат, позвонил. Оперативно получил нужную информацию и сразу к действию. Других вариантов не рассматривал. Было комфортно как-то сразу.
О полученной пользе: я боялся, что все будет очень сложно. Ведь меня долгое время пугали, что в России все очень сложно. Пользу для себя увидел в следующем: 1) меня в Соратнике пытаются понять, а не втюхать сервис 2) Что могут делают сами. Если нужно что-то делать мне самому (сходить в налоговую), то дают конкретные инструкции, 3) Не стоят на месте, развиваются как в бизнес, так и в личностном плане. А с позитивным и растущими людьми приятно работать.
– С какими сложностями сталкиваетесь в ходе деятельности ИП? Как справляетесь?
– Мои сложности в основном в незнании, невладении информацией. Справляюсь путем доверия профессионалам. Мне часто говорят, что я доверчивый. На мой же взгляд нам нужно учиться чуть больше доверять друг другу. Хотя всегда стоит помнить: ДОВЕРЯЙ, но проверяй.
– Отлично! И последний, тоже традиционный вопрос: какие советы могли бы дать начинающим предпринимателям?
– 1). Делать то, что нравится 2) приносить пользу клиентам 3) делать это по доступной покупателю цене. Поднять цену можно будет потом, когда научимся повышать ценность для клиента.
Еще считаю важным действовать. Многие начинают планировать, считая, что без плана ничего не выйдет, и просто стоят на месте. Я не против планирования, оно важно. Но если только планировать, то работа не пойдет. Делать важнее. На западе говорят: невозможно повернуть на припаркованном автомобиле.
– Спасибо большое за беседу, Александр! Удачи Вам и Вашему делу!
От БК “Соратник” – юрист Игорь Филиппов