Рано или поздно каждый, кто занимается бизнесом, задумывается о том, что его дело уже налажено так, что сможет работать без личного участия, а сам предприниматель может уже и чем-то новым заняться или “Для себя пожить”. Однако выходят из управления дела совсем не многие. Какие же есть связанные с этим проблемы, преимущества, что из этого правда, а что миф – разбираемся сегодня.

Начнем с плюсов: отход от оперативного управления в первую очередь дает вам время. Посчитайте, сколько часов в неделю Вы тратите на управление вашим делом, а также решения оперативных вопросов? Сколько при этом полезного Вы бы еще успели сделать? Хороший управленец поможет снять с себя отнимающие много времени и сил моменты и задуматься, например, о развитии бизнеса, о новом направлении или просто даст возможность реализовывать другие свои мечты. Разумеется, есть и риски:

  1. Хороший наемный менеджер стоит деньги. Нехороший стоит меньше. Но и рыба гниет с головы. Хотите ли Вы ставить во главу труда своей жизни человека с недостаточным уровнем компетентности ради экономии средств?
  2. Доход может сократиться. Во-первых, за счет затраты на нового члена команды. Во-вторых, всегда требуется время на включение в процесс. Плюс надо быть готовым, что новый человек внесет и что-то новое в ваше дело. Но помните, что это плата за освободившееся время. Оно может принести Вам и большую прибыль!

В быту человека, пережившего 90-е, также есть частый страх “Сейчас я его посажу, он наворотит, а я потом сиди за него”. Однако со стороны закона – это миф (Но только в том случае, если вы – учредитель ООО или иной организации). Учредители не несут ответственность за действия организации. Ее делят директор и главный бухгалтер. И в том случае, если директор за период своего руководства натворил дел и нанес ущерб вашему делу, вы можете в судебном порядке взыскать свои убытки.

Еще один миф – “Мой бизнес отожмут”. Тоже миф. Внести изменения в ЕГРЮЛ без решения учредителя директор не может, а соответственно и убрать Вас из учредителей тоже. В том случае, если произойдет подлог документов, это несложно доказать и отменить некорректную запись в ЕГРЮЛ, а осуществивший пойдет под ст. 159 УК РФ.

Однако что делать, если Вы – индивидуальный предприниматель? В этом случае для Вас актуален только один из популярных мифов. И то не полностью. В качестве ИП действительно все операции осуществляются от вашего имени. Делать без Вас сторонний управленец ничего не сможет без генеральной доверенности, заверенной у нотариуса, или ЭЦП. А значит, все операции будут проходить через Ваши руки, т.к. будут требовать вашей подписи. Проблемы будут только в том случае, если вы будете бездумно подписывать документы. А в случае с генеральной доверенностью у Вас будет возможность доказать, что это сделано без Вашего ведома, участия и согласия, хотя и довольно сложно. Что же до возможности “отжать”, то в случае с ИП это практически невозможно, ведь ИП – это физическое лицо по закону, а передать кому-то самого себя у нас уже почти 160 лет нельзя (крепостное право отменили в 1861 г.).

Так что не бойтесь делегации полномочий в бизнесе, часто это идет на пользу. Просто помните о простых правилах:

  1. Проверяйте того, кого ставите во главе своего дела. 
  2. Периодически контролируйте и будьте в курсе происходящего.
  3. Заключайте грамотные договоры с новым директором. Качественный контракт для Вас – одна из лучших гарантий.
  4. Ставьте понятные себе и ему задачи и оценивайте работу по эффективности для дела и себя.
  5. Ничего не подписывайте не прочитав. Осторожность никогда не лишняя!

Удачи Вам и Вашему бизнесу!

автор – юрист БК “Соратник” Игорь Филиппов